Методическая деятельность

 

 

Елизарова О.Н. 

(г. Курск, Российская Федерация,

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 9»,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

 

Психолого-педагогические рекомендации родителям детей, обучающихся в детских школах искусств по классу скрипки

 

Ребенок учится музыке в детской школе искусств. Первые, да и все остальные шаги в искусстве всегда трудны, а для юного скрипача особенно. Скрипка – инструмент, с которым справиться нелегко. И на родителей юного музыканта ложится нелегкое бремя: необходимо организовать домашние занятия, проследить за их ходом, поддержать вовремя интерес и найти стимул к учебе. Как говорил выдающийся педагог-пианист профессор Л.В. Николаев «прежде чем учиться, надо еще выучиться учиться».

 

 

Занятия на скрипке имеют свои трудности, преодолению которых может существенно помочь сотрудничество педагога и родителей, в основе которого должны лежать искренность и доверие друг к другу. В этой связи представляется актуальным опыт взаимодействия с родителями учащихся скрипичного класса, накопленный нами в процессе многолетней работы в классе скрипки в МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 9» г Курска.

 

Целью нашей работы является построение системы рекомендаций родителям юных скрипачей, способствующей эффективному овладению приемами игры на скрипке.

 

В ходе обучения в детской школе искусств родители, их ребенок совместно с преподавателем должны определиться с целью обучения, которую они ставят перед обучающимся: общее гармоничное развитие их сына или дочери в процессе обучения в школе искусств, обучение как начало профессионального пути в искусстве, обучение как занятость ребенка в его свободное время.

 

Часто родители хотят выяснить насколько способен к обучению игре на скрипке их ребенок. В принципе специальные музыкальные способности проверяются у каждого поступающего в детскую школу искусств на вступительных экзаменах. В ходе обучения даже дети со слабыми музыкальными данными достигают неплохих результатов, если прикладывают максимум сил и терпения. И напротив, дети с прекрасными музыкальными данными, но ленивые и пассивные, оканчивают школу с «троечным» результатом. Даже недостаточно развитые музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память компенсируются трудолюбием ученика, его настойчивостью в достижении цели, силой воли, внимательностью и усидчивостью. Известно высочайшее трудолюбие, которым отличались такие великие музыканты как И.-С. Бах, Л. Ван Бетховен, Н. Паганини, С.В. Рахманинов. Знаменитый скрипач Пабло Сарасате однажды воскликнул: «Гений! Тридцать семь лет я занимаюсь по четырнадцать часов в день, а теперь они называют меня гением!».

 

Одним из обязательных условий успешного обучения является любовь и преданность музыке самого ребенка и его родителей. Более успешными в обучении обычно бывают те дети, которые постоянно находятся в среде наполненной музыкой: традиции семейного пения, посещение концертов, прослушивание и просмотр аудио и видеозаписей классической, народной и эстрадной музыки в семье. Важную роль в ориентировке ребенка в музыкальном мире должны также играть посещение концертов знаменитых музыкантов во время путешествий и поездок в столичные города и зарубежные страны.

 

Несомненно, что важным условием высоких музыкальных достижений юного скрипача является учитель. Учитель музыки — очень важная фигура в биографии музыканта. И чем дальше музыкант от гения, тем всеохватнее и существеннее роль педагога. Многие выдающиеся таланты примеряли на себя благородную роль учителя музыки. Как отмечает Д.К. Кирнарская, альфа и омега учительства — любовь к ученику и понимание трудностей, которые он переживает [2]. Именно учитель ведет к победе, не дает отчаиваться в трудные моменты обучения, поддерживает веру в конечный результат. Учителю приходится одухотворять все скучные и тягостные моменты обучения игре на скрипке. Здесь учитель работает почти как психотерапевт, потому что заучивание правильного положения руки на грифе и смычке, поиск оптимальных движений кисти и пальцев, приспособление приемов игры на инструменте к руке ученика требует аккуратности и терпения, которые есть не у всякого взрослого.

 

Правильная организация домашних занятий также служит успешному процессу обучения и общего развития юного скрипача. Главный вопрос – режим дня ученика: правильное сочетание отдыха, приготовления школьных уроков и занятий музыкой. Переключение внимания, смена видов деятельности  – лучший отдых. Очень важно каждому ребенку иметь четкий распорядок на каждый день недели, куда входит количество времени в день, необходимое для занятий на инструменте. Для начинающих музыкантов – сорок пять минут; для вторых-третьих классов – один-два часа; для старших классов – не менее двух часов. Каждый учащийся должен обязательно бывать на свежем воздухе и гулять не менее – одного-двух часов в день.

 

 

Для занятий музыкой в доме обучающемуся необходимо «рабочее место», отвечающее ряду требований [1]:

 

 

·                    во время занятий окружающие предметы не должны стеснять движений рук ученика;

·                    во время занятий должно быть тихо в комнате;

·                    должно быть хорошее освещение, чтобы на ноты не падала тень;

·                    высота пюпитра должна соответствовать уровню глаз ученика. 

 

 

Для контроля за выполнением домашнего задания, родителю полезно знать порядок его выполнения. Начинать заниматься нужно с работы над гаммами, переходя затем к этюдам, упражнениям и пьесам. Во время занятий ученик должен быть внутренне собран и заниматься не механически, а вдумчиво, с учетом всех советов педагога, записанных в дневнике. Через каждые 20-30 минут ребенку необходимо предоставлять время для отдыха (2-3 минуты).

 

Родители могут сыграть благотворную роль в успехах своих детей в том случае, если они установят постоянный, систематический контакт с педагогом и неусыпный контроль над домашними занятиями. Они должны по возможности и по согласованию с преподавателем присутствовать на уроке и очень внимательно следить за всеми указаниями, исходящими от педагога. Если у родителей возникает какой-то вопрос, то это можно выяснить после урока. Если же у них нет возможности присутствовать на каждом уроке, то необходимо читать записи в дневнике и спрашивать у самого ученика обо всем, что было на уроке. Необходимо постоянно быть в курсе дела, чтобы ребенок чувствовал заинтересованность родителей в его успехах и помощь в домашних занятиях.

 

 

Еще дальше в определении роли родителя на уроке пошел знаменитый японский педагог и скрипач Синити Судзуки: «Основное место обучения ребенка это семья. Поэтому для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Это очень важный принцип, поскольку как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети такого желания не испытывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: «Я тоже хочу». Поэтому первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он только наблюдает, как играют на скрипке другие дети (и его мама). Тем самым для ребенка создается подходящая обстановка, а мама тем временем и в классе, и дома играет на предназначенной для него маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом нам удается пробудить в нем желание» [3].

 

Наш собственный педагогический опыт также подтверждает слова выдающегося японского педагога и философа. За время работы в качестве преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 9» г Курска по классу скрипки в моем классе выросло уже два поколения музыкантов, сложились настоящие «скрипичные династии»: Лоханько Алла Владимировна – Остриков Костя, Рудакова Надежда Иосифовна – Рудаковы Снежана и Эвелина, Дроздова Любовь Петровна – Доренские Таня и Карина.

 

 

Родителям необходимо также знать о характерных психологических препятствиях, влияющих на эффективность выполнения ребенком задания педагога:

 

·                    недостаточная способность обучающегося к обобщениям методического порядка, в частности, неумения делать выводы из отдельных указаний педагога. Такие учащиеся, как правило, плохо усваивают замечания педагога, не видят главной цели в работе и постоянно повторяют одни и те же ошибки в каждом новом изучаемом ими произведении. В этом случае особенно важно уметь сконцентрировать внимание ученика на главном, не отвлекаясь чрезмерной детализацией и нагромождением мелких и мельчайших частностей;

·                    неумение довести работу до конца при легком и быстром усвоении материала. Эта черта встречается обычно у весьма способных учеников. В таких учащихся необходимо воспитывать целеустремленность и упорство в работе, волю и настойчивость в преодолении трудностей, связанных с достижением определенной художественной цели;

·                    повышенная эмоциональность, которая иногда приводит к тому, что ученик не в состоянии владеть своими эмоциями даже во время занятий. Перевоспитание таких учащихся в сторону большей сознательности и сосредоточенности, освобождение от излишней возбужденности обычно требуют длительного времени и должно производиться с большой осторожностью и тактом, чтобы не заглушить творческую индивидуальность ученика;

·                    проявление пассивности, флегматичности. В игре таких исполнителей пассивность преобладает над энергией и эмоциональным подъемом. Из методов педагогического воздействия здесь особое значение приобретает подбор соответствующего репертуара, на котором можно постепенно развить эмоциональную сторону исполнения;

·                    проявление нервозности во время выступлений на сцене. Помимо общих мер по укреплению физического здоровья и нервной системы, наиболее проверенным и испытанным средством против «сценической болезни» являются более частые выступления, а также соответствующая тренировка на уроках и репетициях.

·                    проявление упрямства и строптивости обычно встречается у способных учеников с ярко выраженной индивидуальностью, но чересчур самоуверенных, воспринимающих указания педагога с инстинктивным чувством сопротивления и протеста. В отношении таких учеников надо быть особенно гибким. Нужно стремиться понять его и выявить то ценное и положительное, что в нем есть. добиваясь, чтобы он считался с указаниями педагога;

·                    отсутствие ясно выраженных вкусов, склонностей, устремлений, слабая творческая инициатива, несамостоятельность — наряду с наличием хороших профессиональных данных и умением в точности выполнять все указания педагога. В занятиях с такими учениками особенно нужно развивать качества, необходимые для самостоятельной работы: формировать художественный вкус, приучать к самостоятельному мышлению [4].

 

Часто мне и моим коллегам приходится отвечать на вопрос родителей: «Для чего нужно обучать моего ребенка музыке?»

Благотворное влияние музыки, прежде всего, отражается на интеллектуальном росте детей. Об этом свидетельствуют исследования, выполненные в разных странах.

 

 

Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это сказывается на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Музыка помогает формированию аналитических мыслительных навыков. Школьники, которые занимаются музыкой, показывают себя более самостоятельными, не нуждающимися в посторонней помощи. Музыканты — более волевые и сосредоточенные ученики. Для детей-музыкантов характерно творческое мышление: они предлагают множество решений для каждой проблемы, их решения более оригинальны и они не щадят времени и сил на поиски наилучшего варианта. Такие дети лучше умеют выражать свои мысли, не боятся риска, лучше умеют обобщать разнообразную информацию и взаимодействовать с учителями и товарищами. В целом можно сказать, что музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей его самодисциплине [2].

 

 

Кроме того, музыкальная деятельность может выполнить и функции психотренинга таких психических свойств, как эмоциональная устойчивость, организованность, управляемость, гибкость, отзывчивость. В основе педагогической работы могут лежать не столько музыкально – исполнительские задачи, сколько задачи эмоционально-нравственного  развития ребенка, чтобы у него «были чистые помыслы и благородное сердце» [3].

 

Заканчивая, нам хочется отметить, что родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными.

 

 

 

Литература:

 

1.                 Баринская А.И. Начальное обучение скрипача (Библиотека музыканта-педагога). – М., Музыка, 2007. 103 с.

2.                 Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М., Таланты-XXI век, 2004. 496 с.

3.                 Судзуки С. Взращённые с любовью: Классический подход к воспитанию талантов – Минск, 2005. 192 с.

4.                 Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Сост. М.М. Берлянчик. – М., Классика-XXI, 2006. С.54-70.


Copyright ©2013г, МБОУ ДО Детская школа искусств №9

 

 

Яндекс.Метрика