АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Вы здесь: ГлавнаяАНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

 

Харасик Н.Д

(МБОУ ДОД ДШИ № 9 г. Курска)

 

Положительное влияние музыки на человека неоднократно доказанный факт многочисленными эксперементами ученых из различных стран. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает  художественный вкус и  творческое  воображение.

Работа детских школ искусств ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых ее различных формах. И одной из самых доступных форм является коллективное инструментальное музицирование.

Основная цель обучения детей -воспитание грамотных любителей  музыки , расширение кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса, приобретение профессиональных навыков музицирования:  игра в ансамбле, подбор по слуху, чтение с листа, транспонирование. Цель - заинтересовать детей игрой на инструменте, развить их творческие способности (слух, ритм, музыкальную память). Развить личностные качества обучающихся, уверенность в своих творческих силах. «Зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.  

В классе фортепиано применяются различные формы работы. Среди них развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование -это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки.

 Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство».  Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, целеустремленность, ответственность и отличается от сольной прежде всего тем , что и общий план  и все детали интерпретации  являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного , а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 Для создания фортепианного дуэта объединяют детей одного возраста и одинакового уровня подготовки. Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать общее представление о характере музыкального содержания, проиграть пьесу или проиллюстрировать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой партии. Познакомить учащихся с автором, содержанием, формой и стилем музыкального произведения. Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом. У каждого ученика должна быть в наличии не только своя партия, но и партия партнера, с которой он должен познакомиться. В нотах карандашом расписать номера тактов в обеих партиях, расставить цифры по более крупным разделам, чтобы ученики могли быстро начинать с любого места. Такая подготовительная работа очень помогает.  На начальном этапе выучиваются партии с каждым учеником, подбирается удобная аппликатура, проверяется точность штрихов, ритма и динамического плана. Но важно не затягивать этот процесс, а как можно быстрее начинать играть вместе.

Синхронность звучания является одним из основополагающих технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей у всех исполнителей. Важно согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соблюдения общности ритмического пульса; единство динамики, фразировки. Для достижения синхронности требуется тренировка и большое взаимопонимание, малейшее нарушение улавливается слушателем. Музыкальная  ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

 Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля –легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение. Важно очень строго отмечать малейшую неточность при несовпадении звуков и отрабатывать этот момент.

Так же как и синхронное начало не меньшее значение имеет и синхронное окончание, «снятие звука». Эта проблема возникает часто, в данном случае можно во второй партии акккорд  или группу аккордов играть немного легче, а в первой партии наоборот ярче и создается впечатление синхронности.

Педализирует исполнитель партии Secondo так как она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии. При этом необходимо очень внимательно следить за тем что происходит в соседней партии, слушать и учитывать все исполнительские «интересы» своего партнера.

Полезно предложить ученику, исполняющему партию secondo, только педализировать во время исполнения другим партии primo, при этом не играя свою партию. Таким образом сразу обнаруживается насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка.

У ансамблистов нередко возникают проблемы в области двигательных навыков, которые приходится решать совместно. Одной из задач по освоению элементарной техники ансамбля является приобретение навыков передачи друг другу «из руки в руку» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т.д.

Большие трудности связаны с исполнением чередующих пассажей. От исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и синхронность вступления. Координация отдельных приемов и их совместная отработка являются непременным этапом преодоления пассажных трудностей ансамблевого произведения.

 Советский психолог Б.М.Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал , что ритм в музыке несет определенное эмоциональное содержание. Несомненно, особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом.  Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Наиболее распространенными недостатками являются отсутствие устойчивости и четкости ритма, что ведет к тенденции ускорения. Обычно это происходит при нарастании звучности-эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; в стремительных пассажах также есть тяготение к ускорению, а в сложных для исполнения местах к замедлению. Эти проблемы возникают постоянно. Полезно более ясно играть вторую партию, в которой идет четкий аккомпанемент, ярче выделять басы и слушать их. А когда мелодия переходила во вторую партию активно выделять сильную долю в первой партии, которая становилась аккомпанирующей. Ритм должен быть живым, гибким и выразительным. Если же в произведении темп постоянно меняется, то надо добиваться, чтобы исполнение было со вкусом и без излишеств.

Часто, работая над ансамблем, недооценивают роль второй партии, однако опыт подсказывает, что вторая партия требует не менее тщательной отработки , тогда только ансамбль начинает звучать, а учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы.

В конце работы учащиеся должны знать и уметь:

-Уметь целостно воспринимать музыкальное произведение.

- Знать музыкальную терминологию.

- Уметь быстро реагировать на изменения в игре партнера и подхватывать свою партию в любой момент.

- Уметь согласовывать свою партию с партией партнера: динамическое, гармоническое, ритмическое, темповое соответствие в исполнении.

- Вместе вступать и заканчивать музыкальное произведение.

Для выступлений важно накапливать репертуар различных жанров для расширения кругозора: от классического до эстрадного.

Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, является одной из важнейших форм инструментального музицирования  и составляет неотъемлемую часть учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1986.
  2. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле . Музыкальное исполнительство, вып.8 М., 1979.
  3.  Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М., 1971.
  4. Зеленин В. Работа в классе ансамбля. –Минск, 1979.
  5.  Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М., 1988.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Институт психологии.1947.

 

 


Copyright ©2013г, МБОУ ДО Детская школа искусств №9

 

 

Яндекс.Метрика